АО «Цифровая мануфактура» и НГТУ им. Р.Е. Алексеева подписали соглашение о сотрудничестве

В рамках соглашения о сотрудничестве, АО «Цифровая мануфактура» передает НГТУ им. Р.Е. Алексеева учебные лицензии на программное обеспечение САПР «Макс» – систему автоматизированного проектирования кабельных сетей и трубопроводных систем. 

Сотрудничество АО «Цифровая мануфактура» и НГТУ им. Р.Е. Алексеева нацелено на использование импортонезависимого программного обеспечения САПР «Макс» в учебных целях.

Компания «Цифровая мануфактура», принимая вызов по внедрению качественного отечественного продукта взамен недоступного иностранного инженерного программного обеспечения, предлагает российским предприятиям свои инструменты, решающие задачи разработки и производства сложных технических изделий.

НГТУ им. Р.Е. Алексеева, будучи ведущим техническим вузом Нижегородской области, планирует использовать предоставленное инженерное программное обеспечение для подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для целого ряда промышленных предприятий региона атомной, автомобильной, судостроительной, энергетической и химической отраслей экономики. Новые навыки и знания в области отечественной САПР позволят выпускникам Нижегородского Политеха активно участвовать в обеспечении российского технологического превосходства.

Об АО «Цифровая мануфактура»

АО «Цифровая мануфактура» – цифровой актив Корпорации «Промышленные технологии» и интегратор решений, применяемых с целью повышения качества и уменьшения сроков подготовки производства изделий. Компания специализируется на разработке САПР бортовых кабельных сетей, гидравлических и пневматических трубопроводных систем летательных аппаратов, флота и наземной техники различного назначения. Комплексные решения по автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства включают инструменты по расчету надежности и отказобезопасности проектируемых изделий, а также инструменты интеграции с системами CAD, CAM, CAE, PDM сторонних разработчиков. Решения, разрабатываемые АО «Цифровая мануфактура», находят широкое применение на предприятиях авиастроительной, ракетно-космической, приборостроительной отрасли, оборонно-промышленного комплекса и судостроения.

О Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева – один из лидирующих технических вузов страны, которому в 2023 году исполняется 125 лет (НГТУ правопреемник Варшавского политехнического института Императора Николая II). В настоящее время в НГТУ обучается более 25000 студентов и работает более 1200 преподавателей и сотрудников. В состав университета входит семь крупных институтов, более 30 центров и лабораторий, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием. Ежегодный объем выполнения НИОКР превышает 1 млрд. руб. Ученые университета ведут свои исследования в широком спектре научных направлений, среди которых: атомное машиностроение, химия, электроэнергетика, информационные технологии, автомобиле- судо- и авиастроение, трубопроводный транспорт, промышленные технологии машиностроения. НГТУ является участником флагманских проектов Минобрнауки России: «Приоритет-2030» и «Передовые инженерные школы».

«Дубненский кабельный завод» провел межрегиональное отраслевое совещание

Первого декабря в Дубне состоялось совещание руководителей и профильных специалистов предприятий авиационной и ракетно-космической отрасли. Основная тема встречи: «Обеспечение технологической независимости при проектировании и производстве СВЧ трактов и линий высокоскоростной передачи данных».

Организатором отраслевого мероприятия стал «Дубненский кабельный завод» при участии других предприятий Корпорации «ПРОМТЕХ»: «Дубненского завода коммутационной техники» и ОКБ «Аэрокосмические системы». Информационно-техническую поддержку обеспечил ФБГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт радиоэлектроники» – крупнейший научный центр исследований в области электронной компонентной базы.

В работе совещания приняли участие представители: Концерна ВКО «Алмаз-Антей», ПАО «ОАК», ГК «Роскосмос», «Корпорации морского приборостроения», Концерна «Созвездие», Концерна радиостроения «Вега» и Корпорации «Тактическое ракетное вооружение».

В рамках совещания с докладами выступили представители «Дубненского кабельного завода», «Дубненского завода коммутационной техники», Опытно-конструкторского бюро «Аэрокосмические системы» и «Краснознаменского завода полупроводниковых приборов «Арсенал».

В результате проведенного отраслевого совещания отмечена актуальность и востребованность продукции, представленной предприятиями Корпорации «ПРОМТЕХ», определены первоочередные направления по дальнейшей разработке электротехнических изделий и материалов отечественными разработчиками радиоэлектронного оборудования для перспективных проектов.

«Цифровая мануфактура» и Пермский университет подписали соглашение на «АКТТИ-2022»

16 ноября АО «Цифровая Мануфактура», входящее в состав Корпорации «ПРОМТЕХ», и Пермский национальный исследовательский политехнический университет подписали соглашение о сотрудничестве.

Взаимодействие «Цифровой Мануфактуры» и опорного ВУЗа по подготовке инженерных кадров для промышленных предприятий Уральского региона будет осуществляться по нескольким направлениям.

Ключевым вектором совместной работы станет подготовка будущих кадров для крупнейших отраслевых предприятий на базе современного отечественного программного обеспечения САПР МАКС. Пермский университет ежегодно выпускает более трех тысяч молодых специалистов. Главными заказчиками на выпускников ВУЗа традиционно являются ведущие компании страны, такие как НПК АО «ОДК-Пермские моторы» и другие предприятия «Объединенной двигателестроительной корпорации». Внедрение в учебный процесс цифровых продуктов российской ИТ-компании «Цифровая мануфактура» позволит повысить уровень подготовки студентов и востребованность выпускников Пермского университета.

Еще одним важным направлением совместной работы специалистов «Цифровой мануфактуры» и университета станет научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность.

Соглашение о сотрудничестве было подписано на открытии XXIII Всероссийской научно-технической конференции «Аэрокосмическая техника, высокие технологии и инновации – 2022», в работе которой приняли участие крупнейшие вузы, отраслевые предприятия и разработчики отечественного ПО. Одним из докладов пленарной части мероприятия стал доклад генерального директора АО «Цифровая мануфактура» Дмитрия Зеленкова «Роль отечественных САПР в цифровизации промышленности РФ».

Корпорация «ПРОМТЕХ» проведет DIGITAL DAY для студентов-программистов

Корпорация «ПРОМТЕХ» и ОКБ «Аэрокосмические системы» проведут конкурс на решение задач по программированию среди студентов университета «Дубна».

Мероприятие состоится 28 ноября в онлайн формате. Ребятам предстоит использовать свои знания и эрудицию в IT и технологиях, математическую подготовку и изобретательность и решить 4 задачи за отведенное время. По итогам конкурса победители и призеры получат предложения о прохождении оплачиваемой стажировки в ИТ структурах ОКБ «Аэрокосмические системы» и ценные призы.

Результаты профессиональной деятельности ОКБ «Аэрокосмические системы» получили высокую оценку

22 сентября Заместитель главы Федерального агентства воздушного транспорта А.А. Новгородов торжественно вручил генеральному директору АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» В.В. Шадрину сертификат разработчика авиационной техники.

Сертификат удостоверяет соответствие «ОКБ «Аэрокосмические системы» всем нормативным требованиям, предъявляемым авиационным законодательством РФ и позволяет осуществлять разработку, модификацию, сопровождение серийного производства, а также поддержание летной годности и иную деятельность в отношении гражданской авиационной техники. В область деятельности сертификата разработчика входят системы, устанавливаемые на летательные аппараты и авиационные двигатели.

Сертификат разработчика — это высокая оценка работы и новые возможности для АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» в рамках импортозамещения.

Справка:

АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» — ведущий разработчик систем и агрегатов авиационной отрасли, двигателестроения и космической техники. 

Промтех – ваш карьерный успех: от студенческой стажировки до руководителя высшего звена

Сегодня корпорация «Промтех» («Промышленные технологии») – самый крупный работодатель в ОЭЗ «Дубна».

Дубненская команда «Промтех» объединяет пять предприятий: Опытно-конструкторское бюро «Аэрокосмические системы», «Промтех-Дубна», Завод коммутационной техники, Дубненский кабельный завод и «Промтех-сервис». Впечатляет, что все они созданы за последние 11 лет, и в общей сложности на них работает более 1600 человек.

В 2010 году перед создателями Корпорации стояла задача построить в Дубне один завод и одно конструкторское бюро. В 2021 году только в составе ОКБ «Аэрокосмические системы» уже 4 инженерных центра. Параллельно созданы предприятия в Ульяновске, Казани, Иркутске.

Мы беседуем с заместителем генерального директора по персоналу Корпорации «Промтех» Инной Жуковой о системе поиска и отбора новых сотрудников и заинтересованности компаний Корпорации в студентах.

Жукова Инна, заместитель генерального директора по персоналу Корпорации «Промтех»

— Компания «Промтех» настроена на поиск молодых сотрудников. Вы расширяетесь?

— Появляются новые направления, усиливаем уже существующие компетенции. Наша задача привлечь не только студентов. Мы стремимся к балансу молодости и опыта. Опытные сотрудники ценны своим опытом, а молодые – открытостью к знаниям. Постоянный мониторинг и исследование компетенций «завтрашнего дня» дает нам (я и про себя, и про Корпорацию) понимание, как важно привлечь на работу людей, которые умеют учиться. Учиться способны люди в любом возрасте. Но молодежь быстрее схватывает информацию и адаптируется к новым знаниям.

— Вы приглашаете на работу студентов, не дожидаясь, пока они получат дипломы. С чем это связано?

— Привлекая сегодня студента, завтра мы получаем подготовленного специалиста, который получает двойную выгоду (теорию ВУЗа и практические навыки). Речь о длительном процессе, но результат того стоит.

К нам приходят ребята на практику после второго курса, начиная с третьего курса на частичную занятость и гибкий график. Выпускники ВУЗов приходят реже и, по факту, осваиваются медленнее их коллег – студентов.

— Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве с университетом «Дубна».

— С университетом «Дубна» мы взаимодействуем с момента нашего основания. Если говорить про ОКБ «Аэрокосмические системы», в 2011 году история этого опытного конструкторского бюро началась именно со студентов, его первыми сотрудниками в Дубне стали студенты четвертого курса. Эти ребята уже отслужили в армии, женились, стали родителями и продолжают работать у нас.

Студенты университета обычно начинают свой карьерный путь в наших компаниях с практики или стажировки. За последние два года более 100 студентов прошли у нас практику. А это лето стало самым рекордным у студентов дубненского Университета – в общей сложности у нас потрудились-поучились почти 50 ребят.

Жизнь студента в ОКБ начинается с вопроса: «Вы хотите пройти практику или планируете остаться у нас работать»? Если студент хочет остаться у нас работать, мы настраиваем фокус на более длительный процесс дообучение + работа. У нас, как и на любом предприятии, есть программные продукты, которые необходимо дополнительно осваивать.

— Сотрудничаете ли вы с другими вузами, помимо университета «Дубна»?

— Сотрудничаем с Московским авиационным институтом, к нам приезжают ребята из Ивановского университета, из Московского энергетического института, есть ребята из Бауманки и зеленоградского МИЭТа.

— Однажды в интервью вы отметили: «Являясь одним из градообразующих предприятий Дубны, мы понимаем социальную ответственность перед жителями наукограда». Что конкретно входит в это понятие «социальная ответственность»?

— Когда мы приглашаем сотрудника на работу, мы берем на себя ответственность не только по выплате заработной платы. Мы понимаем, что у человека есть семья, и этой семье должно быть комфортно. Мы часто берем на работу сотрудников из других регионов. Помогаем им с выбором жилья, с трудоустройством супруги или супруга нашего сотрудника, с устройством детей в сад и в школу. У кого-то ребенок ходит в музыкальную школу, ему важно, чтобы она была в шаговой доступности. Кому-то важно, чтобы рядом был детский сад. Мы хотим, чтобы Дубна сохраняла и приумножала статус «города для жизни». Именно поэтому мы принимаем участие, в том числе финансовое, в развитии городской среды, помогаем образовательным учреждениям в проведении ремонтных работ или закупке современного оборудования, участвуем в организации городских мероприятий.

— Вы всем этим занимаетесь?

Конечно. Наша служба персонала решает множество не видимых глазу задач. В «Промтех» приезжают люди со всей России. В ОКБ трудится почти 700 человек, 70 % из них приезжие. Мы оплачиваем для своих сотрудников в Дубне более 400 квартир.

— Эта цифра производит впечатление. Чем еще вы привлекательны для своих сотрудников?

— Наши сотрудники – личности разносторонние и мы это поддерживаем и, по возможности, помогаем развивать. Многие занимаются спортом, некоторые из наших коллег ведут детские спортивные секции. У «Промтеха» есть свои спортивные команды по волейболу, баскетболу, футболу и настольному теннису. Кстати, наши баскетболисты – лучшие в бизнес-лиге города.

— Мы живем в мире, когда каждый специалист и уж тем более руководитель должен постоянно чему-то учиться. Расскажите, где вы учились и чему хотели бы научиться сейчас, как руководитель большой команды?

— Я учусь постоянно. Первое образование получила в Институте системного анализа и управления Университета «Дубна», далее были программы переподготовки в Тверском государственном университете и две программы в Высшей школе экономики. Сейчас я учусь в Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

В «Промтехе» мы обучаем основам ряда рабочих профессий, есть короткие программы по повышению квалификации, планируем создать корпоративный университет.

— Что бы вы посоветовали сегодняшним студентам, тем, кому сегодня двадцать?

— Для начала надо ответить самому себе на простой вопрос: «А что мне интересно?» Находите время для любого образования. Никогда не скажу: хотите финансово привлекательного будущего – вперед, в программисты! Да, программисты сегодня на пике возможностей и востребованности, в ближайшие годы это сохранится. Но миру необходимы хорошие врачи, строители, преподаватели, а кто-то найдет себя в истории дизайна. Есть хобби или увлечение – возможно, завтра – это ваша профессия.

Выбирайте профессию, которая драйвит и дает ощущение правильности выбора. Раньше выбирали профессию с большой вероятностью один раз и на всю жизнь, сейчас говорю и студентам, и школьникам (они часто приходят к нам на профориентацию): ребята вам очень повезло, не бойтесь ошибиться, ваша задача перебирать и пробовать. Менять профессию – это нормально. Здорово, если ты с детства понимаешь, что будешь хирургом. Но людей, четко и правильно выбравших профессию в раннем возрасте, очень мало. Можно окончить бакалавриат по одной специальности, а в магистратуру пойти на другую. Думаю, в 20 лет главное – не бояться пробовать и ошибаться.

— Было ли для вас полезным ваше первое высшее образование в ИСАУ университета «Дубна»?

— Польза на 100 %. Меня научили учиться и убедили в безграничности возможностей для выпускника САУ. Время показало – это главные навыки и с ними возможно все😊. Я училась на кафедре «Системный анализ и управление», когда понятие «больших данных» было не столь популярно, как сегодня. Но нас уже тогда учили систематизировать и анализировать большие объемы информации. САУшники смогли предвидеть будущее.

Конечно, основные предметы были связаны с программированием. И, хотя я не стала программистом, этот образовательный фундамент по сей день дает свои преимущества.

— Когда приходишь в вашу компанию, создается ощущение, что у вас работают успешные люди. Как вы определяете для себя, что значит быть успешным?

— Мое определение успешности – любить и верить в то, что делаешь. Для меня это обязательно. Успех – это не только материальная составляющая, хотя хорошую зарплату никто не отменяет. Но быть успешным – это еще и гордиться своей компанией. Например, недавно состоялся международный авиационный салон. Наши сотрудники, видя самолеты в небе, понимают, что в них установлены системы, разработанные и произведенные их «мозгами и руками». Именно тогда приходит осознание причастности к большому делу. Вот это, думаю, про гордость и про успех.

— Какими бы вам хотелось видеть ваших сотрудников?

— Задача, которую мы сейчас решаем – помочь нашим сотрудникам увидеть возможности для развития и построения карьеры. Идеальная картинка – карта карьерных маршрутов, доступная каждому сотруднику Корпорации.

Интервью подготовила Анна Эпштейн

 

Руководители компаний «Промтех» о личном опыте работы со студентами:

Сергей Мысиков, генеральный директор Дубненского завода коммутационной техники:

— В этом году у нас на заводе побывали на практике и стажировке более 50 студентов ВУЗов и СCУЗов. За каждым из них закрепляется опытный наставник, сопровождающий на протяжении всей практики.

Приходя к нам, ребята приобретают знания по самым востребованным рабочим профессиям: оператор станков с ПУ, слесарь механосборочных работ, гальваник, сборщик РЭА и П, контролер ОТК, а также инженерно-технические специальности: инженер-конструктор, инженер-технолог, ИТ-специалист, специалист по качеству, специалист по закупкам. Каждый студент получает необходимые знания, умения и навыки для эффективной работы практически на любом серьезном предприятии.

Можно отметить две отличительные особенности наших практикантов – стремление быстро развиваться, расти по карьерной лестнице и желание создавать новое. Важно, что для всего этого у нас есть реальные возможности – современное оборудование и передовые технологии, возможность обучаться и становиться профессионалом высокого уровня, коллектив профессионалов, комфортные условия работы и достойная заработная плата.

Семен Дягилев, главный технолог АО «Промтех-Дубна»:

— Под мое руководство ежегодно попадает порядка 15 студентов, которые получают высшее и средне-специальное образование. Они стажируются на механическом производстве и производстве коммутационной техники.

Студенты ВУЗов пробуют самостоятельно разрабатывать технологии под рецензией закрепленного технолога. А студенты колледжей выполняют простые слесарные или сборочные операции под контролем наставника.

Ребят из колледжей мы обучаем правильно читать конструкторскую и технологическую документацию. Закрепляем основы металловедения и особенности материалов. Проводим практические занятия по основам обслуживания и управления станка. Проверяем знания по работе со вспомогательным инструментом (слесарным инструментом, средствами контроля и измерения), объясняем назначение деталей/изделий в наземной и авиационной технике (в том числе ВС и космоса).

Будущих инженеров обучаем грамотно применять на практике полученные знания в области разработки технологий, обучаем разработке технологий в САПР.

Особое внимание уделяем основам техники безопасности.

Чем удивляют приходящие к нам молодые ребята? Пожалуй, горящими глазами, энергией и желанием много зарабатывать.

Ольга Соловьева, начальник отдела кабельных систем ОКБ «Аэрокосмические системы»:

— В отделе кабельных систем под моим руководством работает 6 студентов. У наших студентов, как и в ВУЗе, есть учебный план, в рамках которого они должны разработать полный комплект Конструкторской документации.

В основном, работа, которую выполняют студенты – это разработка КД, участие в технической приемке изделий совместно с конструктором высшей категории, участие в отработках технологии изготовления, согласование документов со смежными отделами предприятия посредством ПО Teamcenter.

Первая задача студентов, приходящих к нам на работу, познакомиться с отраслевыми стандартами и технологиями изготовления по направлениям разработки конструкторской документации, обучиться основным инструментам программного обеспечения (ПО) САР Макс и Е3 и познакомиться с конструкцией самолетов.

Хочу отметить, что, совмещая работу и учебу, ребята стараются выполнять поставленные задачи в срок, аккуратны при работе с документами. Стремятся приобрести новые знания и практические навыки.

Корпорация «ПРОМТЕХ» представила Минпромторгу свои уникальные разработки на форуме «Армия 2021»

В понедельник 23 августа, в рамках работы Международного военно-технического форума «АРМИЯ 2021», стенд Корпорации «ПРОМТЕХ» посетил министр промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантуров.

Генеральный директор Корпорации «ПРОМТЕХ» В.В. Шадрин представил министру образцы продукции, разработанные и изготовленные в Дубне, в рамках мероприятий по импортозамещению компонентов систем электроснабжения, светотехники, гидравлики, пожаротушения и кондиционирования воздуха для авиационной техники.

В докладе В.В. Шадрина серьезное внимание было уделено уникальной продукции Казанского завода синтетического каучука, отвечающего в составе Корпорации «ПРОМТЕХ» за разработку и производство специальных герметиков и резинотехнических изделий для авиационной промышленности, ракетно-космической отрасли и судостроения.

Справка:

Корпорация «Промышленные технологии» (ПРОМТЕХ) является полномасштабным научно-производственным комплексом, имеющим большой объем выпуска продукции и выполняющим значительные объемы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию высокотехнологичных авиационных систем и агрегатов.

Корпорация «ПРОМТЕХ» представила уникальные соединители мокрой стыковки на форуме «Армия 2021»

В рамках международного военно-технического форума «Армия 2021» в павильоне «Диверсификация ОПК», в составе экспозиции ПАО Газпром, Корпорация «ПРОМТЕХ» представила линейку внутрискважинных соединителей и соединителей подводной стыковки.

Стенд посетил Заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисов.

Генеральный директор Корпорации «ПРОМТЕХ» Валерий Шадрин рассказал об особенностях соединителей мокрой стыковки, работающих на глубине свыше 500 метров. Соединители обеспечивают роботизированное подключение составных частей подводного добычного комплекса.
Полностью импортонезависимые Дубненские соединители — единственные в России, прошедшие сертификацию в соответствии с международным стандартом SEAFOM TSD-02.

Справка:

Корпорация «Промышленные технологии» (ПРОМТЕХ) является полномасштабным научно-производственным комплексом, имеющим большой объем выпуска продукции и выполняющим значительные объемы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию высокотехнологичных авиационных систем и агрегатов.

Корпорация «ПРОМТЕХ»: четверть века уверенного набора высоты

Корпорация «Промышленные технологии» («Промтех»), которой в 2020 году исполнилось 25 лет, специализируется на разработке и производстве компонентов и систем для авиационной и ракетно-космической отрасли. В состав корпорации входят ОКБ «Аэрокосмические системы», производственные площадки в Иркутске, Дубне, Казани, Ульяновске, Воронеже и Комсомольске-на-Амуре, сервисные предприятия, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, логистические подразделения, обеспечивающие материальнотехническое сопровождение кооперации.

В интервью Национальному авиационному журналу «Крылья Родины» генеральный директор Корпорации «Промышленные технологии» Валерий Шадрин рассказал, как компания расширила сферу деятельности от авиакосмической на сегмент наземной и морской техники, как идет процесс разработки отечественных  комплектующих для авиатехники по программе импортозамещения, что делается для уменьшения массы перспективного российского пилотируемого транспортного космического корабля «Орел», а также поделился «секретом» стремительной эволюции программных продуктов.

Валерий Владимирович Шадрин. Генеральный директор Корпорации «Промышленные технологии»

– Валерий Владимирович, в этом году Корпорация «Промтех» отмечает 25-летие, с чем коллектив журнала вас искренне поздравляет и  желает процветания компании. Каковы основные достижения компании за это время? На каких рынках удалось завоевать свою нишу, добиться успеха?
– Изначально основной нашей специализацией являлось производство электротехнических и электронных компонентов для авиационной техники. Сегодня это одно из ключевых, но «одно из» направлений деятельности. На сегодняшний день мы с гордостью говорим о том, что уверенно и прочно присутствуем на рынке авиационного и космического оборудования уже на уровне систем: систем электроснабжения, гидравлических систем, систем кондиционирования воздуха, светотехнического оборудования. Также в рамках диверсификации производства ведутся работы по проектированию высокотехнологичного оборудования морских надводных и подводных аппаратов, оборудования для газовой добычи.
В частности, в периметре корпорации «Промтех» силами Дубненского завода коммутационной техники (ДЗКТ) реализуется сотрудничество с «Газпромом» по созданию специализированных решений для газодобывающей отрасли. Стартом стало создание семейства соединителей так называемой «мокрой» стыковки для подводного добычного комплекса (ПДК), предназначенных для работы (включая стыковку и расстыковку под напряжением) в морской воде на глубине до 500 метров. Предприятие успешно разработало и внедрило две номенклатурных разновидности соединителей: электрические и оптические.

Дополнительно разработаны и испытаны подводные кабельные перемычки, разветвители электрических сигналов, внутрискважинные герметичные соединители для многоконтактной проходной системы.

Это первые изделия подобного класса, полностью разработанные и изготовленные в России для газодобычи на морском шельфе. Ранее подобные задачи решались за счет систем и компонентов зарубежного производства.

Другим немаловажным достижением корпорации стали работы по восстановлению и перезапуску производства материалов для резинотехнических изделий на базе Казанского завода синтетических каучуков (КЗСК). Не секрет, что важнейшее предприятие со славной историей в силу различных причин переживало не лучшие времена, ситуация была критической, производство стратегически важных для страны материалов, применяемых в авиа-, ракето-, судостроении, производстве оборудования для атомной отрасли, было фактически остановлено. И на этом фоне Минпромторгом России и Правительством Татарстана совместно с корпорацией «Промтех» было найдено решение, позволяющее без привлечения средств федерального бюджета возобновить, а впоследствии увеличить объемы производства и расширить номенклатуру выпускаемой продукции. В настоящее время на предприятии реализуются процедуры организационного характера, направленные на оздоровление производства и формирование новых кооперационных цепочек для расширения рынков сбыта. Производство работает ритмично, удалось выйти на новый уровень качества продукции. В настоящее время КЗСК совместно с ОКБ «Аэрокосмические системы», отвечающее в корпорации «Промтех» за разработку бортового оборудования и выполнение комплексных НИОКР, работают над разработкой и организацией выпуска расширенной номенклатуры специальных герметиков и материалов для резинотехнических изделий, которые обеспечат импортонезависимость отечественных головных авиастроительных и агрегатных заводов при создании новейших образцов как гражданской, так и военной авиационной техники, не уступающей зарубежным аналогам по своим основным характеристикам.

– Судя по Вашим словам, импортозамещение – важный аспект деятельности всей корпорации.
– Задача обеспечения импортонезависимости в российской промышленности сформулирована Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в ежегодном послании Федеральному собранию еще несколько лет назад и остается актуальной по сей день. Мы своей повседневной работой обеспечиваем нашим заказчикам независимость от зарубежных санкций, логистических рисков, связанных с пандемией коронавируса, колебаний валютных курсов. В этом заключается миссия корпорации «Промтех». Все наиболее критические для технологического цикла компоненты и материалы, в том числе уникальные для нашей страны, мы разрабатываем и производим самостоятельно.
В настоящий момент мы активно сотрудничаем с такими государственными корпорациями, как ОАК,  Вертолеты России, Роскосмос, ОДК, ОСК, Росатом по целому ряду проектов,  предусматривающих выполнение мероприятий по импортозамещению, выполняем научно-исследовательские и опытноконструкторские работы по созданию и внедрению новых перспективных технологий, ранее не имевших аналогов в нашей стране.

– Какие основные проекты по тематикам авиации и космоса ведут разработчики вашего ОКБ «Аэрокосмические системы»?
ОКБ «Аэрокосмические системы» в той или иной мере участвует практически во всех программах создания авиационной техники, которые реализуются предприятиями Объединенной авиастроительной корпорации.

В частности, корпорация «Промтех» целеустремленно и настойчиво продвигалась к тому, чтобы войти в достаточно закрытый мировой клуб разработчиков и производителей авиационных интерьеров для серийных гражданских воздушных судов.

До недавнего времени на этом рынке безраздельно царили зарубежные поставщики из США и Франции. К слову сказать: на наших новейших отечественных гражданских самолетах (я имею в виду серийный Superjet и перспективный МС-21) при их проектировании заложено использование зарубежных интерьеров.

Сегодня мы имеем шанс обрести импортонезависимость и по серийным авиационным интерьерам: результатом работы наших конструкторов, дизайнеров, технологов, производственников и сотрудников испытательной лаборатории стало создание полного комплекта компонентов интерьера для нашей гордости и надежды – перспективного лайнера МС-21. Совместно с Иркутским авиационным заводом мы примерили опытный комплект интерьера на борту реального самолета МС-21 – могу смело сказать, что это достойная, не уступающая по качеству лучшим мировым образцам и полностью российская продукция. Это не только мнение наших специалистов, это общее мнение всех сотрудников ИАЗ, кому довелось участвовать в работах по примерке интерьера, руководителей авиакомпаний эксплуатантов, авиастроительных КБ и заводов, побывавших в наших постоянно действующих шоу-румах, специально смонтированных для демонстрации заказчикам уровня качества, функционала и потребительских характеристик нашей интерьерной продукции.
При этом интерьер – это не единственная бортовая система, которую мы разрабатываем для семейства самолетов МС-21: нами в том числе спроектирован и изготовлен полный комплект бортовой кабельной сети (БКС). Специалисты «ОКБ «Аэрокосмические системы» тесно взаимодействуют с головным разработчиком в процессе доводки и отработки бортового оборудования на опытных самолетах на базе ЛИиДК ОКБ им. А.С. Яковлева в г. Жуковский и ЛИС ИАЗ в г. Иркутск.

С целью снижения трудоемкости сборки серийных самолетов была разработана и реализована концепция модульных конструкций высокой заводской готовности. В рамках этой концепции разработаны, испытаны и поставляются на сборочную линию в Иркутск комплексные встраиваемые стеллажи бортового оборудования (КВС БО), изготовленные с применением высокой доли композиционных материалов, и интегрируемые встраиваемые модули центрального пьедестала, приборной доски и боковых пультов в кабине пилотов. Отличительной чертой концепции является то, что модули поставляются как готовые изделия с уже выполненным и прошедшим автоматизированное тестирование электрожгутовым монтажом – слесарям-сборщикам летательных аппаратов остается только механически закрепить модули в кабине и состыковать интерфейсные разъемы.

Отдельного внимания заслуживает разработка и постановка на производство трубопроводных систем самолета: гидравлической системы, топливной, кислородной, системы пожаротушения. При разработке трубопроводных систем нового поколения был выполнен целый комплекс мероприятий по импортозамещению: в частности, разработана широкая номенклатурная линейка соединительной арматуры – фитингов, предназначенных для монтажа методом холодного обжима. С учетом освоения гибки тонкостенных упрочненных труб-полуфабрикатов на трубогибных станках с ЧПУ в части технологичности изготовления и сборки трубопроводных систем самолета мы смогли нивелировать отставание отечественного авиастроения от Boeing и Airbus, обеспечив требуемый уровень весового совершенства конструкции трубопроводов.

– Каковы результаты испытаний оборудования «Промтеха» в составе борта на опытных образцах МС-21 – поступают ли какие-то пожелания по усовершенствованию?
– В рамках отработки опытных самолетов мы, безусловно, участвуем в совместной с головным разработчиком повседневной работе по совершенствованию разработанных нами систем с целью снижения массы, повышения технологичности в производстве, снижения стоимости изготовления в серии, подтверждения уровней надежности и отказобезопасности систем. Наша общая цель с корпорацией «Иркут» – сделать по-настоящему качественный, надежный и удобный самолет, за который и авиакомпании, и пассажиры будут «голосовать рублем».

– Каково ваше участие в проекте совместного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС) CR929?
– Программа ШФДМС находится на стадии определения поставщиков. Мы рассматриваемся департаментом по работе с поставщиками совместного российско-китайского предприятия «CRAIC» как потенциальные разработчики системы электроснабжения (СЭС) и комплекса светотехнического оборудования (СТО). Мы тесно взаимодействуем с CRAIC,
обеспечиваем оперативный обмен техническими документами в рамках действующего соглашения о конфиденциальности информации, участвуем во всех мероприятиях JET (Joint Engineering Team, совместной инженерной команды), рассчитываем на полнокровное и плодотворное сотрудничество по мере перехода проекта на стадию рабочего проектирования.

– Как развивается Ваше сотрудничество с Роскосмосом?
– Если коротко, то мы гордимся тем, что наши изделия летают! Излишне не вдаваясь в подробности, могу сказать, что в рамках работ по созданию специализированной компонентной базы по техническим заданиям предприятий Роскосмоса мы разрабатываем и поставляем высокоскоростные линии цифровой передачи данных, облегченные бортовые провода и СВЧ-кабели, миниатюрные цилиндрические и прямоугольные электросоединители. В нашей номенклатуре также есть специальные решения для обеспечения
электромагнитной совместимости, для обеспечения функционирования систем телеметрии и уникальные электроразрывные соединители для стартовых столов.

В настоящее время мы плотно работаем с РКК «Энергия»: в рамках программы создания перспективного пилотируемого космического корабля «Орел» «Промтех» отвечает за создание испытательного оборудования для проведения наземных испытаний и конструкторской отработки пневматического оборудования корабля. Отдельного внимания заслуживают выполняемые «Промтехом» работы по обеспечению минимально возможного веса бортовой кабельной сети «Орла» при выполнении всех требований технического задания по надежности, отказобезопасности, стойкости к внешним воздействующим факторам.

– Очень актуальна тема внедрения систем  автоматизированного проектирования, управления жизненным циклом изделий. Расскажите, что сегодня делается в этом направлении в «Промтехе»?
– Очевидно, что цифровизация и открывающиеся с ней возможности управления процессом создания новых изделий предоставляют разработчикам и производственникам совершенно новые инструменты для сокращения сроков вывода продукции на рынок, обеспечения качества «с первого раза», скрупулезного планирования привлекаемых к реализации проекта трудовых и материальных ресурсов. На практике эти задачи решаются с помощью специализированных продуктов: систем автоматизированного проектирования (САПР, CAD), систем управления жизненным циклом изделий (PDM/PLM) и систем управления ресурсами предприятия (ERP).

Подавляющее большинство отечественных предприятий в процессе цифровизации производства делает ставку на приобретение сторонних, так называемых «готовых коробочных» программных продуктов, решающих указанные задачи.

Мы в процессе развития также проходили эту фазу, тем более, что при выборе программного обеспечения для проектирования мы обязаны ориентироваться на наших ключевых заказчиков из ОАК, Вертолетов России, ОДК и других интегрированных структур. Форматы данных нашей цифровой конструкторской документации должны быть гарантированно «прочитаны» заказчиком.

Однако в нашей области специализации – а именно в проектировании электрических бортовых кабельных сетей и гидравлических трубопроводных систем – быстро стало очевидно, что для детального проектирования одного только «покупного» верхнеуровневого программного обеспечения явно недостаточно.

В течение нескольких лет мы внедряли теперь уже узкоспециализированное «покупное» ПО из Японии и Германии, однако откровенно недостаточный функционал, а также слабая техническая поддержка и откровенное нежелание дорабатывать продукт «специально для русских» со стороны разработчика программного продукта все настойчивее вынуждали нас искать самостоятельные решения. Сначала мы, что называется, силами собственного отдела САПР «допиливали» зарубежный продукт под наши требования и отечественные стандарты, дописывая скрипты и трансляторы для реализации отдельных недостающих функций. По итогам этой работы мы проанализировали полученные результаты и пришли к выводу, что мы фактически написали такой объем собственного программного кода, который обеспечивает реализацию примерно половины суммарного итогового функционала.

Это стало для нас точкой принятия решения: с учетом нашей узкой специфики в части разработки бортовых электрических и трубопроводных коммуникаций мы приняли решение о создании собственной системы автоматизированного проектирования. Работы по ее созданию велись в общей сложности около пяти лет. Два года назад наша система проектирования, получившая название САПР «МАКС», вошла в реестр отечественного программного обеспечения Минкомсвязи, прошла необходимые проверки исходного кода и
перешла в весовую категорию коммерческих продуктов.

В САПР «МАКС» мы вложили все наши знания и опыт, полученные при разработке бортовых кабельных сетей и трубопроводных систем, мы постоянно совершенствуем САПР «МАКС», для этого у нас созданы идеальные условия: конструктора, которые каждый день используют САПР «МАКС»  для разработки новых систем, работают «через стенку» с  программистами-разработчиками САПР. И мы убедились на собственном опыте, что в этом-то и есть самый главный залог успеха. Если описать ситуацию простым языком, то выглядеть  это будет так: Крупные международные игроки на рынке разработки ПО имеют в своем штате тысячи высококлассных программистов, но не имеют ни одного инженера-конструктора (электротехника или гидравлика), который бы мог внятно, последовательно и детально на практических примерах повседневно формулировать свои требования
программистам.

При этом в стенах нашего ОКБ осуществляется постоянная обратная связь: в случае неправильного функционирования программного продукта программист узнает об этом от инженера-конструктора незамедлительно, ошибка устраняется практически мгновенно. В этом наш «секрет» стремительной эволюции программного продукта от идеи до вывода коммерческой версии на рынок.

На сегодняшний день в рамках «Промтеха» функционирует Центр САПР, имеющий в штате более 120 программистов, перед которыми поставлены не менее амбициозные задачи по созданию новых инженерных программных продуктов, предназначенных для использования коллективами профессионалов в процессе разработки перспективных образцов авиационной, космической, морской и наземной техники.

При этом мы придаём большое значение координации наших усилий с другими отечественными разработчиками специализированного инженерного программного обеспечения. За прошедший год мы разработали интеграционное решение для обеспечения бесшовного взаимодействия программных продуктов САПР «МАКС» и КОМПАС-3D. В рамках технологического партнерства с компанией АСКОН реализована возможность прямого обмена данными с 3D CAD-системой КОМПАС-3D. Успешно пройдены испытания на корректность функционирования САПР  «Макс» в среде операционной системы Astra Linux.

Отдельной строкой в рамках наших работ следует сказать о создании «программного обеспечения для сертификации программного обеспечения». Это не просто игра слов. Речь идет об узко специализированном ПО, которое будет применяться в рамках программно-аппаратной платформы для сертификации сложного авиационного бортового оборудования, имеющего в своем составе микропроцессорные и микроконтроллерные блоки и, соответственно, встраиваемое программное обеспечение, которое на этом «железе» выполняется. Такая платформа создается в настоящее время в ОКБ «Аэрокосмические системы».

По классике для получения точных данных измерений чего-либо средство измерения должно иметь на порядок более высокую точность, чем измеряемый объект. Также и с программным обеспечением: к программному обеспечению, которое измеряет и проверяет другое программное обеспечение, предъявляются повышенные требования к качеству разработки и результирующим показателям надежности, безотказности и точности вычислений.

По мере поступательного развития и технологического прогресса техника, которая нас окружает в повседневной жизни, становится все более сложной, соответственно в ее составе появляется все больше программного обеспечения, от которого начинает зависеть безопасность, здоровье и жизнь людей. Программируемое оборудование широко внедряется в морской, наземной технике, беспилотных летательных аппаратах. Поэтому в рамках наших работ по созданию «ПО для сертификации ПО» мы не собираемся останавливаться только на авиационных решениях, мы делаем универсальный базис, на котором можно построить специализированные решения для каждой из отраслей.

Как видите, мы очень серьезно относимся к вопросам цифровизации. Самое главное, что в результате нашего труда на этом поприще мы даем нашим заказчикам «не рыбу, а удочку». Мы даем инструмент, с помощью которого заказчик самостоятельно может реализовать в своей производственной системе те звенья и в том объеме, как того требуют решаемые им задачи.

– В авиастроительной и инженерной отрасли в целом есть проблема кадров, как корпорация «Промтех» привлекает специалистов?
– Поиск и развитие талантливых профессионалов, создание для них оптимальных и комфортных условий – наша приоритетная задача на сегодняшний день. Мы активно работаем с молодежью: развиваем практику целевой подготовки и успешно реализуем систему стажировки для студентов и выпускников учебных заведений. Ведется плотная работа с профильными ВУЗами. А в Университете «Дубна» создается целая кафедра по подготовке специалистов востребованных для города профессий.

Корпорация «Промтех» – группа компаний, ориентированных на своих сотрудников. В корпорации развита система наставничества, ведется работа по социальной адаптации новых сотрудников. Итогом этой работы можно считать тот факт, что инженерный состав «ОКБ «Аэрокосмические системы» – талантливые молодые конструкторы и инженеры, большинство свободно владеет техническим английским языком, средний возраст – 27 лет. Мы проводим командообразующие мероприятия для коллектива, предметом гордости является баскетбольная команда «Промтех», которая показывает отличные результаты на городских турнирах наукограда Дубна.

Наши компании организуют повышение квалификации своих сотрудников, налажена система как внутреннего, так и внешнего обучения. Активно ведется работа по созданию корпоративного университета.

«ОКБ «Аэрокосмические системы» с 2013 года ежегодно принимает участие в организации и проведении Всероссийской научно-технической летней студенческой школы «Кадры будущего».

Мы пристальное внимание уделяем социальному аспекту, поддерживаем семьи сотрудников, участвуем в проектах патриотического воспитания молодежи. С особым уважением относимся к трудовым династиям, помогаем детям сотрудников выбрать правильную дорогу в жизни. Так, недавно на КЗСК мы чествовали трудовую династию Кондратьевых, которая суммарно имеет трудовой стаж на заводе – 650 лет.

В рамках социальных программ оказываем необходимую поддержку ветеранским и образовательным организациям, в частности на постоянной основе помогаем Ильинской средней общеобразовательной школе, в которой учился Андрей Николаевич Туполев.

Мы считаем важным сохранять наши российские традиции и ценности, обеспечивать связь поколений, дать возможность нашим детям получить хорошее образование, расти в свободной стране, знать свою историю и гордиться своими предками.

– Еще раз поздравляем с юбилеем Корпорацию и желаем успехов в развитии!

ПОДГОТОВИЛА: Екатерина ЗГИРОВСКАЯ
Заместитель главного редактора «КР»

Источник Национальный авиационный журнал «Крылья Родины»

Заместитель премьер-министра Республики Татарстан и глава корпорации «ПРОМТЕХ» обсудили вопросы сотрудничества на МАКС-21

Заместитель премьер-министра Республики Татарстан – министр промышленности и торговли Республики Татарстан Альберт Каримов  встретился с генеральным директором АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» корпорации «ПРОМТЕХ» Валерием Шадриным.

Встреча состоялась на площадке международного авиационно — космического салона МАКС-2021, который проходит 20-25 июля в подмосковном Жуковском. Стороны обсудили вопросы двустороннего сотрудничества в авиационной промышленности.

АО «ОКБ «Аэрокосмические системы», входящие в состав Корпорации «Промышленные технологии» (ПРОМТЕХ), является ведущим разработчиком систем и агрегатов авиационной отрасли, двигателестроения и космической техники.

Справка:
Корпорация «Промышленные технологии» (ПРОМТЕХ) является полномасштабным научно-производственным комплексом, имеющим большой объем выпуска продукции и выполняющим значительные объемы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию высокотехнологичных авиационных систем и агрегатов. Основной центр компетенций и разработок Корпорации расположен в г. Дубна и включает предприятия: АО «ОКБ «Аэрокосмические системы», АО «ПРОМТЕХ-Дубна», АО «Дубненский кабельный завод», АО «Дубненский завод коммутационной техники» и центр технического обслуживания и ремонта АО «Промтех-сервис». Также в корпорацию «ПРОМТЕХ» входят производственные компании АО «КЗСК» и АО «ПРОМТЕХ-Казань».